×
IV Форум социально ориентированных некоммерческих организаций Псковской области
Возможно не включен flash в браузере.

Проблемы общественного контроля обсудили за круглым столом

1 апреля в малом зале Псковского областного Собрания депутатов состоялся круглый стол "Общественный контроль: проблемы и пути решения". В мероприятии приняли участие председатели и члены общественных советов при государственных органах власти, а также сами придставители органов власти. Круглый стол был организован комиссией по общественному контролю, взаимодействию с НКО и СМИ.

Об организации общественных советов в Псковской области

Начальник управления внутренней политики Администрации Псковской области Владимир Шураев сделал доклад об организации общественных советов при органах власти. Он напомнил, что идея создать такие общественные советы принадлежала Владимиру Путину. 

В настоящее время в Псковской области созданы советы при всех органах государственной исполнительной власти. Идет работа по созданию советов в муниципальных районах. Всего на данном этапе советы созданы в 22 муниципальных районах. В Пскове нормативные акты об общественных советах должны появиться примерно до 1 мая. 
Владимир Шураев отметил, что для повышения эффективности советов планируются некоторые изменения. Среди них увеличение представительства Общественной палаты в советах, механизмы ротации, критерии оценки эффективности, регламентация максимальной периодичности заседаний, единые требования к размещению информации об общественных советах и другое. Он также подчеркнул, что мы находимся только на этапе становления общественных советов. 

Контролёров нужно обучать, чтобы они не "жаждали крови"

Председатель Центра устойчивого развития Псковской области Семён Никонов в своем докладе напомнил содержание Федерального закона «Об основах общественного контроля» и  поднял несколько вопросов, которые возникают при прочтении  этого закона и регионального закона «Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Псковской области». Так он отметил, что федеральный закон содержит закрытый перечень субъектов общественного контроля, основными из которых являются общественные палаты и общественные советы при органах государственной и муниципальной власти. Граждане участвуют в общественном контроле в качестве общественных экспертов. Однако нет норм, регулирующих, в каком виде и кому может выдаваться этот мандат эксперта, и в каких случаях прекращаться. 

Законодательство предоставляет субъектам контроля выходить на общественную проверку  в органы власти и в организации, исполняющие публичные функции. Фактически это любая организация, которая получает государственные и муниципальные деньги.

Семён Никонов отметил как положительный момент то, что в региональном законе оговариваются сроки различных этапов общественного контроля. Так предупредить контролируемую организацию о ее посещении необходимо за семь дней. В большинстве случаев региональные законы переписывают федеральный.
Вместе с тем есть и непонятные моменты. Так результаты общественного контроля должны быть опубликованы в сети Интернет. Однако где именно- не указано. Также в законе есть упоминание о конфликте интересов, но нет механизмов его разрешения.

Семён Никонов отметил, что настоящая общественная проверка с привлечением компетентных экспертов — это дорогое мероприятие. Кроме того, общественных контролеров необходимо, по его мнению, готовить. Ведь без подготовки такие контролеры будут приходить на проверку и жаждать крови. Чтобы человек понимал какова его миссия, он должен получить минимальный набор знаний. 

Необходимо разработать кодекс общественного контролёра. 

Опыт работы общественного совета при Госкомитете по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Председатель общественного совета при Госкомитете по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кириллов рассказал о работе этого общественного совета. Так за год было проведено четыре заседания, несколько раз собиралась рабочая группа. Совет занимается мониторингом расселения из аварийного жилья. Советом разработана методика рейтинга управляющих организаций области. Методика была разослана по муниципалитетам, однако никакой обратной реакции не поступило. 

Среди проблем Алексей Кириллов отметил то, что многие работы требуют не только материальных ресурсов, но физических и временных. Не всегда члены совета справляются с этой нагрузкой. Приходится подключать волонтёров из своих некоммерческих организаций. По его мнению, нужно больше давать информацию в СМИ о работе общественных советов и привлекать дополнительные ресурсы. 

Одной из важных функций общественного совета стало рассмотрение жалоб собственников жилья на ресурсоснабжающие и управляющие организации. Таким образом совет помогает государственному комитету сглаживать острые конфликтные углы. Также совет оказывает содействие Госкомитету по разработке нормативов и проводит образовательные мероприятия. 

«Чьи интересы вы представляли когда проводили общественный контроль?»

Руководитель организации «Ковчег» Фёдор Постнов вновь затронул вопрос организации доступной среды в Псковской области. Он отметил, что общественные проверки проводятся без участия инвалидов. «Чьи интересы вы представляли когда проводили общественный контроль? Если когда-нибудь соберётесь что-нибудь делать, надо делать это комплексно». Он также заявил, что руководители некоторых организаций инвалидов согласуют строительство недоступных объектов, делая их де-юре доступными, тогда как в реальности они таковыми не являются. После этого ему и его коллегам предлагают делать свою отдельную проверку. Фёдор Постнов сказал, что обучение контролеров могут проводить те, у кого есть соответствующие документы, необходимые для образовательной деятельности. 

В свою очередь Семён Никонов отметил, что общественный контроль призван контролировать только деятельность государственных и муниципальных органов. Строительные организации, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами общественники контролировать не имеют полномочий. А что касается привлечения инвалидов к общественным проверкам, то участие в проверке добровольное. Субъект проверки обнародует информацию о проведении такой проверки и предлагает всем принять участие. Кто заявит о своем желании, тот и участвует. Поэтому ждать специального приглашения нет смысла. 

Главная грусть - нет реакции со стороны власти

Некоторые из присутствующих членов различных общественных советов отмечали, что не понимают, чем именно они должны заниматься. Есть случаи, когда члены совета не привлекаются вообще ни к какой работе. А есть случаи, когда бумаг для экспертизы членам совета приходит столько, что возникает вопрос: не начинают ли они подменять сам государственный орган. 

Член Общественной палаты Псковской области Елена Демченкова рассказала, что входит в два общественных совета: при управлении службы судебных приставов и при госкомитете по физической культуре и спорту. Первый совет собирался один раз за два года, приставы в основном ее привлекали для участия в заседаниях комиссии по дисциплинарным взысканиям. Свою миссию в общественном совете при службе судебных приставов Елена Демченкова не понимает. 

Совсем другая история с псковским госкомспортом. Здесь она как представитель нескольких видов спорта понимает, чем нужно помочь, что посоветовать. Проходят заседания, встречи, обсуждения, принимаются решения. 

Елена Демченкова отметила, что и федеральный, и региональный закон имеют очень размытые формулировки, из которых людям непонятен механизм проведения общественного контроля.  А все попытки прописать порядок установленных федеральным законом форм общественного контроля были остановлены сотрудниками администрации Псковской области, которые разрабатывали региональный закон. На том основании, что это может сузить смысл федерального закона. 

Но главной грустью  общественного контроля Елена Демченкова назвала то, что в нормативных актах не прописано реакции власти на результаты общественной проверки. «Принять к сведению — это не реакция. Вы можете тратить свое время и силы, и даже деньги на экспертов, проводить эти проверки, учить контролеров, сделать выводы и даже внести предложения, а власть отреагирует никак». 

Владимир Шураев возразил, что об этом говорить рано, поскольку по настоящему закону не проведено еще ни одной проверки. Семен Никонов ранее также замечал, что все, что проводилось до этого, не было общественной проверкой в порядке закона. 

На это Елена Демченкова заметила, что если порядок проверки непонятен настолько, что люди предпочитают им не пользоваться, то не люди, наверное, в этом виноваты. 

Как бы общественная проверка библиотеки им.В.Каверина выявила 30 нарушений, на которые власть никак не отреагировала

В завершении круглого стола член Общественной палаты Олег Константинов рассказал об общественной проверке, которая проводилась комиссией по общественному контролю и взаимодействию с НКО и СМИ в детской библиотеке им. Каверина, которая временно размещается в здании на Сиреневом бульваре. «Здесь все написано, мы нашли 30 пунктов нарушений. По моему мнению, людей просто «кинули» в подвал, где невозможно жить, работать, детей принимать. Сверху вода, снизу фекалии», - сказал Олег Константинов. 

Он отметил, что фактически комиссия впервые решила заняться нормальным делом и провела эту проверку, после которой была размещена информация в социальных сетях и в СМИ, однако органы власти практически не отреагировали. Поступила реакция от общественного совета при УМВД Псковской области, от Ленфильма и от начальника управления по информационной политике Администрации Псковской области Александра Машкарина, который сообщил, что областная власть здесь не причем. При этом сотрудники библиотеки, которые приняли членов палаты, уже получили «нагоняй». 

Кстати эта проверка по смыслу федерального и регионального законов об общественном контроле также не являлась настоящей общественной проверкой.  Председатель комиссии по общественному контролю, взаимодействию с НКО и СМИ Наталья Никифорова призналась, что предупредила сотрудников библиотеки о приезде комиссии буквально за час. И это, конечно, неправильно и некорректно. «Но та картина, которую обрисовали заранее, оказалась ещё более удручающей. Одно дело - стесненные условия, другое  - там холодно. Мы были в одежде и замерзли», - добавила она. 

Представитель администрации г.Пскова пояснила, что расположение библиотеки в этом помещении временное. В настоящее время уже готов проект ремонта настоящего здания библиотеки, куда она в будущем вновь вернется.

Отметим, что на круглом столе присутствовало более тридцати человек, среди которых члены общественных советов различных органов власти, а также представители самой исполнительной власти. Однако, большинство присутствующих не пожелали высказаться.


Этот материал добавлен 02 апреля 2016, последний раз отредактирован 02 апреля 2016