×
IV Форум социально ориентированных некоммерческих организаций Псковской области
Возможно не включен flash в браузере.

Вернуть в закон о социальном обслуживании ключевые понятия "социальное сопровождение" и "трудная жизненная ситуация" предлагает Общественная палата Псковской области

О ходе выполнения в Псковской области Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и предложениях по внесению в названный закон поправок доложил на пленарном заседании 21 декабря 2015 года начальник Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Армен Мнацаканян . Напомним, что 12 ноября в Общественной палате состоялся круглый стол на ту же тему.  Итоги круглого стола были вынесены на обсуждение пленарного заседания. 

Армен Мнацаканян вновь отметил, что № 442-ФЗ это новый закон, и об итогах его реализации говорить пока рано. Но уже сейчас обнаруживаются некоторые недостатки закона, которые хотелось бы устранить. Армен Мнацаканян заявил, что полностью поддерживает те положения, которые предлагается направить в Общественную палату Российской Федерации от имени региональной палаты а именно: 

А) Ввести в закон в качестве системообразующего понятие «сопровождение», тогда будут оправданы и станут «рабочими» статьи и пункты о межведомственном взаимодействии, о проведении профилактических работ и мероприятий, о принципах партнерства с клиентами и пр.

Применение понятия «сопровождение» в качестве частного по отношению к обслуживанию - неправомерно, т.к.:
•       понятие обслуживание - по сути это предоставление услуг, а сопровождение - это комплекс действий различного характера с различными участниками, включая самого получателя (клиента) в качестве партнера;
•       понятие сопровождение более широкое и системное, чем обслуживание, т.е. сопровождение - это как раз та система, которая включает в себя и профилактику, и предоставление услуг. Обслуживание - это работа по удовлетворению чьих-то нужд, т.е. нацелена только на индивидуальные проблемы человека, не учитывает факторы окружающей среды. Сложно разрешить (преодолеть) трудную жизненную ситуацию, которая обслуживается. При этом само понятие обслуживание не закладывает целеполагания на системный конечный результат, т.е. нужды можно удовлетворять бесконечно.

Понятие обслуживание переходит из старой системы, где основные функции сводились к призрению и уходу. Это понятие не охватывает всех необходимых параметров той работы, которая должна проводиться в обществе (на разных уровнях) для минимизации или устранения социальных факторов, определяющих различные трудные жизненные ситуации. Обслуживание (оказание социальных услуг) является лишь необходимой частью этой работы.

Использование данного понятия в Законе делает по сути декларативными утверждения о профилактической направленности, ограничивает развитие важных форм, механизмов и инструментов по самоорганизации и кооперации на уровне местных сообществ, социальной ответственности, общественного контроля, волонтерства и благотворительности.

Отношенческие и средовые препятствия не могут разрешаться в системе «обслуживания», они требуют дополнительных целевых мероприятий и программ, в первую очередь на уровне муниципалитетов и субъекта. Например: по созданию инфраструктурной доступности, общественных усилий по профилактике социального сиротства, нетерпимости к асоциальным проявлениям, развитию форм общественного договора, самоуправления граждан и т.д. То есть, профилактических мероприятий , действий и работ, направленных на устранение социально-экономических причин, обусловливающих во многом создание и наличие «трудных жизненных ситуаций».

Предлагаемое определение: Социальное сопровождение - деятельность, осуществляемая органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами, благотворителями и добровольцами по организации системы помощи и предоставлению социальных услуг гражданину с целью максимального разрешения (преодоления) его (ее) трудной жизненной ситуации и/или предупреждения причин ее возникновения.

Б) Ввести в закон понятие «трудная жизненная ситуация», учитывая социальные факторы причин ее возникновения (а не только индивидуальные, учтенные в действующем законе через понятие «нуждаемость»).

В) Уточнить, что предоставление комплекса услуг должно обеспечиваться работой с применением современных технологий междисциплинарной командой специалистов.
Г) Соотнести статьи Закона с положениями Концепции государственной семейной политики(в связи с неправомерными фактами изъятия детей из семьи под предлогом «профилактики» ТЖС).

Д) Внести редакцию в ФЗ №48 «Об опеке и попечительстве» (Глава.2, статья 6, п.4 в части имеющей отношение к полномочиям по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства», лишив органы опеки и попечительства этих полномочий.


Этот материал добавлен 22 декабря 2015, последний раз отредактирован 22 декабря 2015